Высокий суд Лондона вынес решение по делу «Елена Батурина против Александра Чистякова», в рамках которого российская предпринимательница добивалась возмещения убытков, понесенных в результате обмана и нарушения контрактных обязательств Александром Чистяковым.
Предпринимательница была вынуждена подать иск в Высокий суд Лондона в связи с истечением срока возврата выданных ею займов в размере более 70 млн. евро и фактического отсутствия активов в Марокко, которые должны были быть приобретены на эти средства, и стоимость которых должна была соответствовать рыночным ценам и выделенным инвестициям.
В своем пресс-релизе Александр Чистяков сообщил, что «суд отверг все обвинения против него», а также, что он «очевидно рад, что он выиграл».
Однако выяснилось, что, хотя высокий суд Лондона в лице судьи Карр и не смог определить размер ущерба Елены Батуриной, он признал, что свои обязательства в соответствии с контрактом, которые состояли в предoставлении 35% требуемых вложений в совместный проект, а не 8,25%, как Александр Чистяков старался доказать в суде, бизнесмен также нарушил.
В этой связи адвокат Елены Батуриной Мишель Данкан сообщила: «Это был очень сложный процесс, который касался событий, случившихся более 10 лет назад на другом континенте. Суд установил, что г-н Чистяков нарушил условия контракта, по которому он был партнером с г-жой Батуриной, и не обеспечил должного финансирования проекта в размере согласованных 35%, пытаясь реализовать проект только за счет средств г-жи Батуриной. Она удовлетворена установлением факта невыполнения экс-партнером своих ключевых обязательств по контракту, но огорчена тем, что суд не смог определить размер подлежащего возмещению ущерба. Сейчас рассматриваются другие возможные варианты возмещения потерь, понесенных г-жой Батуриной в результате участия в совместном проекте с г-ном Чистяковым».
Геннадий Теребков, пресс-секретарь Елены Батуриной, комментируя итоги разбирательства в суде Лондона, отметил, что если суду за давностью лет и не удалось определить ущерб, понесенный г-жой Батуриной от совместного предприятия с г-ном Чистяковым в 2008 году, то «установление факта серьезного нарушения партнерского договора не может считаться ничем иным, как провалом для любого человека, претендующего на законное ведение бизнеса».
В 2008 году Александр Чистяков и Елена Батурина подписали партнерское соглашение о реализации девелоперского проекта на Севере Марокко по строительству коммерческой и жилой недвижимости площадью более 2 млн. кв. м. Батурина и Чистяков должны были обеспечить финансирование проекта в пропорции 65% и 35 % соответственно. Компании Батуриной предоставила компании Чистякова Sylmord Trade Inc. финансирование в размере более 70 млн евро.
В результате завершенной в 2012 году ревизии хода реализации проекта, инициированной Батуриной, вскрылись факты перечисления полученных от нее средств в адрес оффшорных компаний, директорами или бенефициарами которых являлись сам А. Чистяков и его знакомые. По итогам оценки результатов проекта как неудовлетворительных Е.Н. Батурина обратилась в суд Англии и Британо-Виргинских островов.
Суд между структурами Батуриной и Чистякова уже проходил на Британских Виргинских островах (БВО) и касался части инвестиций, переданных Батуриной структурам Чистякова в рамках все того же марокканского проекта, на сумму 4,5 млн. евро. В 2013 году суд БВО, отказав в нескольких подданных стороной Чистякова апелляциях, обязал сторону Чистякова выплатить эту сумму, из-за отсутствия которой в отношении активов предпринимателя осуществляется процедура ликвидации и распродажи его активов.