23.10.24
Новости в подробностях
Закон о трубопроводах в редакции «Роснефти» не проходит правительство
Энергия
12:58 15.12.2018

После обсуждения у вице-премьера Дмитрия Козака 12 декабря законопроекта «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов» было принято решение «в принципе рассмотреть целесообразность принятия данного законопроекта», рассказал РБК источник, близкий к одному из участников совещания. Ключевые ведомства документ в нынешнем виде не поддержали.

Ранее, 6 декабря президент «Транснефти» Николай Токарев заявил: «К сожалению, несмотря на прямое поручение президента, продолжаются попытки, в первую очередь со стороны «Роснефти», «снести» этот закон». По словам Токарева, документ до такой степени видоизменили, что компания будет против его внесения в Госдуму.

Таков итог внесения в законопроект изменений в течение осени текущего года.

Основные положения законопроекта были окончательно согласованы еще весной. В заключении ГПУ Президента от 19 апреля говорилось, что отсутствуют замечания, препятствующие внесению законопроекта в Государственную Думу.

После того, как законопроект был подписан Аркадием Дворковичем, состав правительства сменился, ряд документов, подписанных предыдущим куратором ТЭК, включая упомянутый закон, претерпел массу изменений. В ходе доработок при активном участии «Роснефти» из документа исчезли многие положения, ради которых он создавался, и появились новые, неприемлемые для «Транснефти».

Споры вызвало само понятие «магистрального трубопровода». В первоначальной редакции документа для обеспечения энергетической безопасности нефтетранспортной отрасли было прописано, что магистральные трубопроводы могут находиться только в государственной собственности, доступ к ним пользователей является гарантированным и недискриминационным. В новой редакции по предложению «Роснефти» предлагается разделить магистральные трубопроводы на трубопроводы общего и необщего пользования и допустить владение магистральными трубопроводами необщего пользования «лицами, зарегистрированные на территории Российской Федерации, включая нефтяные компании». Поправка противоречит антимонопольной концепции о недопустимости одному собственнику владеть системой доставки и объектами добычи сырья на одной территории. Плюс наделение частных, фактически, технологических трубопроводов статусом магистральных дает компаниям право на налоговые льготы, чем уже пыталась воспользоваться «Роснефть». В июне 2018 года «Роснефть» проиграла спор с Федеральной налоговой службой, напоминает РБК, которая доначислила ей 2,46 млрд руб. налогов и пеней за 2012–2013 годы за применение льготы по налогу на имущество для принадлежащего компании нефтепровода «Ванкорское месторождение — нефтеперекачивающая станция Пурпе».

В предыдущем варианте законопроекта подключение НПЗ к системе магистральных нефтепроводов допускалось только после принятия государством такого решения на основании всесторонней оценки его целесообразности. В новом варианте предлагается лишить «Транснефть» права отказывать в заключении договора транспортировки, в том числе из-за нефти низкого качества, и обязать ее возмещать убытки нефтяникам в случае отсутствия технической возможности прокачивать нефть. Прием в систему «Транснефти» высокосернистого сырья из месторождений Урала-Поволжского бассейна уже привел к резкому ухудшения качества основной российской экспортной смеси Urals и снижению ее закупок в Европе.

Более того, в новую редакцию документа вписано возмещение нефтяникам со стороны оператора магистральных трубопроводов убытков в случае отсутствия технической возможности прокачивать нефть и запрет прокачивать по своим трубам нефть и нефтепродукты для собственных технологических нужд, а разрешить транспортировку только сырья нефтяников. Это, считают в компании, повлечет нарушение интересов всех потребителей услуг по транспортировке нефти и невозможность обеспечить эффективное функционирование магистральной системы.

Строительства новых нефтепроводов в интересах одной компании ранее предлагалось оплачивать этой компании через повышенный тариф, а теперь предлагается распределить среди всех нефтяников через общий тариф по всей системе. Исключена возможность договоров «качай или плати», то есть нефтяники могут инициировать строительство новых труб за счет государства, но не обязаны наполнять их сырье. Убытки придется покрывать госоператору, как это происходит сейчас с нефтепроводами «Заполярье-Пурпе» и «Куюмба-Тайшет».

Исключено из новой редакции и положение об учете в тарифах инвестиций оператора, что ведет либо к срыву инвестиций, либо к невозможности оператору выплачивать в бюджет необходимый процент от доходов.

В случае прекращения работы над законопроектом трубопроводный транспорт останется единственной госмонополией, не имеющей профильного регулирующего законодательного акта.

Поделиться: