8.11.24
Новости в подробностях
В порт Махачкалы придет или государство, или казино
Москва
17:21 15.12.2017

На пути планов правительства по созданию Каспийского транспорт-логистического комплекса, в котором мощность нефтяного порта Махачкалы должна быть увеличена до 11 млн тонн, стоит частная компания «Дагнефтепродукт», сообщает агентство Stringer. Ее собственники приватизировали в государственном порту посреднические функции по транспортировке нефти из танкеров в нефтепровод Махачкала – Новороссийск.

При нынешней мощности Махачкалинского морского торгового порта (ММТП) 8 млн тонн нефти в год за январь-октябрь было перевалено лишь 0,9 млн тонн нефти. Нефтяные компании из Туркменистана, Казахстана и «Лукойл» практически ушли из порта из-за беспредельного воровства нефти «Дагнефтепродуктом».

В мае прошлого года «Дагнефтепродукт» безвозвратно забрал у туркмен 5 тыс. тонн нефти дополнительно к постоянному воровству: в 2013 году потери нефти при перевалке туркменской нефти в емкости «Дагнетфепродукта» при норме 0,2% составляли 0,69%, в 2014 – 0,84%, в 2015 – 0,44%, в 2016 – около 1,5%.

Корчагинское месторождение «Лукойла» физически ближе к Махачкале, чем к северному берегу Каспия, но «красно-белые» не хотят и думать о ММТП. «Лукойл» построилоколо 600 км трубопроводов, чтобы сдавать нефть со своих шельфовых месторождений в нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). На середину сентября «Лукойл» поставил в КТК с начала года 2,3 млн тонн нефти. Остальная нефть компании идет в Баку в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан.

Тариф «Транснефти» на прокачку Махачкала-Новороссийск — $15, более чем втрое ниже, чем в КТК и БТД ($50 для «своих»). Такой тариф позволяет смириться с потерями для своих небольших объемов казахстанским нефтяникам, которые каждый год грозят прекратить поставки.

Государство ничего не может поделать с частным «Дагнефтепродуктом». Андрея Гормаха, которого федеральная структура «Росморречфлот» в середине 2016 года попыталась сделать новым генеральным директором порта, крепкие ребята с автоматами просто не пустили на территорию порта. Но не все так просто в Дагестане. За фигурой Андрея Гормаха стоял Зиявудин Магомедов, а за прежним директором – Ахмедом Гаджиевым – стоял Сулейман Керимов, который в итоге и одержал победу. Место Ахмеда Гаджиева, приходящегося родным братом соратнику Керимова – Магомеду Гаджиеву, занял МурадХидиров, первый заместитель Гаджиева. По одной из версий, арест Керимова во Франции есть следствие мести клана Магомедовых за ММТП.

После смены директора в порту все осталось по-прежнему. Работают три «самовара» «Дагнефтепродукта», производящие нафту и мазут. Мазут закачивается обратно в емкости с нефтью, а полученное топливо расходится по бензоколонкам республики. Объемы отобранной из нефти нафты владельцы «Дагнефтепродукта» списывают на естественные потери по максимальным нормативам, а если не хватает нормативов, разбавляю нефть водой из Каспия.Каждый год «Транснефть» десятки раз (только за последний год около 40) останавливает прием нефти на узле учета на входе в нефтепровод из-за превышения содержания воды. Последний раз прием нефти был остановлен 25 октября. При максимально допустимой в отгружаемой нефти норме влажности 0,5%, воды в ней оказалось 2,7%.

На недавнем совещании в правительстве руководство порта пообещало допускать представителей «Транснефти» к проверке качества нефти в прибывающих танкерах. Но с качеством привозимой нефти проблем нет, нефть исчезает и «портится» в емкостях «Дагнефтепродукта», куда «Транснефть» не пускают.

Обсуждается два варианта спасения порта: допустить в порт еще одного посредника, который бы не воровал нефть, например, тот же «Лукойл», но для этого надо «поджать» территорию «Дагнефтепродукта», сейчас все припортовое побережье принадлежит этой фирме. Либо надо национализировать нефтебазу порта, вернуть порт под контроль государства и сменить весь его менеджмент. Третий вариант – дождаться, пока порт окончательно умрет, и построить на его месте что-то, приносящее прибыль. Было предложение создать здесь игорную зону.

Поделиться: