13:0629.03.25
Новости в подробностях
Логистика самолетом: трансформация и восходящие тренды грузовых авиаперевозок
экономика
17:51 25.03.2025

После продолжительного периода упадка рынок авиатранспортировки грузов вновь демонстрирует положительную динамику. Наблюдается формирование свежих маршрутов внутри российских территорий и значительное увеличение объема поставок из азиатского региона. Операторы логистических услуг интенсивно совершенствуют свои сервисные предложения.

Последний раз положительная динамика в сфере воздушной транспортировки товаров наблюдалась в конце 2021 г., когда отрасль восстанавливалась после коронавирусного кризиса. Однако в 2022 году произошло блокирование большинства глобальных транспортных артерий, что привело к трехкратному сокращению спроса на авиалогистику. Сейчас же наблюдается возобновление роста данного сегмента.

Согласно информации Росавиации, напоминает «Деловой Петербург», за 2024 год российские авиакомпании транспортировали около 489,4 тыс. тонн почтовых отправлений и различных грузов, что превышает показатели 2023 года на 4,7%. Специалисты отрасли подчеркивают, что наибольшим спросом в минувшем году пользовались рейсы из ЦФО в дальневосточные и сибирские регионы – они составили 35% от совокупного объема перевозок. При этом наивысшие темпы прироста показали трассы из Южного в Дальневосточный округа (пятикратное увеличение грузооборота по сравнению с 2023 г.), а также связки между Уральским и Приволжским округами (рост в 2,5 раза).

Аналитический центр BusinesStat сообщает: «В течение 2024 года отечественные авиаперевозчики добились увеличения объемов грузовых транспортировок. Кроме того, впервые за два года произошло повышение средней протяженности авиарейсов, что способствовало расширению грузооборота воздушного флота. Ключевым фактором роста стали международные воздушные грузоперевозки. Укрепление партнерских отношений с государствами Ближневосточного и Азиатско-Тихоокеанского регионов стимулировало увеличение товаропотока в этих направлениях, включая задействование авиационного транспорта».

Логистический оператор «Деловые Линии» зафиксировал прирост авиаперевозок на 20% как по количеству транспортных документов, так и по общему весу грузов.

«Мы наблюдаем активное развитие маршрутов доставки в населенные пункты Центрального федерального округа, особенно с территорий Дальнего Востока, Сибирского региона и Уральской зоны, – комментирует представитель компании. – За 2023 год нашей компанией было запущено свыше 1500 новых маршрутов в этой географической зоне, а в 2024 году потребительский интерес к данным направлениям увеличился более чем вдвое. Продолжается также экспансия авиаперевозок из различных российских городов в дальневосточные населенные пункты, поэтому в прошедшем году мы сформировали около 7000 маршрутных линий в отдаленные и труднодоступные локации Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Также наша компания непрерывно работает над сокращением транспортных сроков. В минувшем году по более чем 5000 внутрироссийских и евразийских маршрутов удалось добиться ускорения доставки». Среди недавно открытых маршрутных цепочек «Деловые Линии» выделяют запуск авиаперевозок из Армении.

В международной логистике доминирующее положение сохраняет китайское направление, отмечает Ирина Мурылева, заместитель исполнительного директора ACEX Москва по авиационной логистике. Из других перспективных направлений эксперт указывает на Турцию, Индию и Объединенные Арабские Эмираты. «Владельцы грузовых потоков переориентировали свои коммерческие контакты и адаптировались к изменившейся схеме закупок товарной продукции, тем самым расширив собственные возможности пополнения складских запасов. Это неизбежно привело к наращиванию объемов импортных транспортировок», – поясняет специалист.

Клиентскую базу логистических компаний составляют как промышленные предприятия, так и торговые организации, в частности, ведущие игроки сектора электронной коммерции. Например, маркетплейс Ozon применяет авиасообщение для доставки товаров заказчикам в Камчатский край, Магаданскую область, Республику Саха (Якутия), Чукотский автономный округ и Сахалинскую область.

«Авиационный транспорт задействуется при необходимости обслуживания труднодоступных территорий, для чего могут использоваться как стандартные пассажирские рейсы и специализированные грузовые воздушные суда, так и малоформатная авиация (легкомоторные самолеты и вертолетная техника). Воздушная доставка распространена на международных маршрутах между странами присутствия Wildberries», – поделились информацией представители пресс-службы этой компании.

Спектр товаров, транспортируемых авиацией, весьма разнообразен. В ACEX наиболее востребованными называют электронные устройства, промышленное оборудование и запасные части.

В «Деловых Линиях» помимо повышения спроса на указанные категории отмечают также рост числа перевозок автомобильных покрышек и колесных дисков, медицинских изделий, химических реагентов, а также грузов, требующих соблюдения определенного температурного режима. «В последнее время участились запросы на экспорт замороженной продукции из России», – делится наблюдениями Ирина Мурылева.

Важно подчеркнуть, что возрастающие запросы клиентов формулируют перед участниками рынка актуальные задачи, над решением которых они активно работают для повышения привлекательности воздушной логистики. В связи с этим в сегменте регулярно появляются инновационные сервисы и дополнительные услуги. К примеру, авиаперевозки в формате «аэропорт-аэропорт», когда клиент оформляет заявку на транспортировку и самостоятельно доставляет груз на терминал перевозчика в аэропорту. В этом случае отгрузка происходит ближайшим доступным рейсом. Данный формат оптимален для перевозки ценностей, быстро портящихся продуктов или лекарственных препаратов.

К числу современных инноваций также относится страхование временных рамок авиаперевозки. При нарушении сроков доставки даже на один рабочий день относительно заявленной даты готовности груза к получению, заказчик имеет право на компенсацию в размере полной стоимости логистических услуг.

Представители отрасли выражают уверенность, что и в текущем году сектор грузовых авиаперевозок продолжит развиваться. Компании будут осваивать новые транспортные коридоры, вводить инновационные услуги и сервисные опции. Эти факторы послужат катализатором дальнейшего увеличения объемов перевозок.

Поделиться: