26.04.24
Новости в подробностях
Эксперты видят системные отраслевые угрозы в атаке нефтяников на тарифы «Транснефти»
Общество
15:51 3.07.2020

Российский нефтяной рынок много лет жил без особенных потрясений и представители нефтяных компаний, в спокойное время привыкшие к сверхприбылям, в первом квартале 2020 были немало поражены низкой прибылью, зафиксированными в результате падения цен на нефть, спрос на которую упал из-за коронавируса. Весной, после новостей о конфликте в ОПЕК+ и набирающей обороты пандемии COVID-19, началась дискуссия о снижении тарифов нефтепроводной компании “Транснефть” — в тот момент котировки бренд опустились до 19$. Однако снижение было краткосрочный и уже сейчас показатели Brent выше 40$. А нефть российской марки Urals и вовсе продемонстрировала рекордную премию на торгах в Северо-Западной Европе — $2,35 к Brent.

Однако один неудачный квартал привёл к тому, что теперь нефтяники хотят покрыть собственные убытки за счёт “Транснефти”. Они просят правительство изменить долгосрочную тарифную политику и снизить тарифы “Транснефти” на транспортировочные услуги, сообщает Regnum.

Российский нефтяной рынок соблюдает баланс по той причине, что нефтяники на международном рынке торгуют на свободных условиях, а “Транснефть” по фиксированному тарифу, который устанавливается государством, поскольку она транспортирует 80% всей российской нефти. Это значит, что колебания цен на нефть дают другим компаниям возможность получать высокие нормы прибыли, а “Транснефть” не подвержена этим скачкам — без сверхприбыли, но и без ошеломительных убытков в связи с падением. Стабильная прибыль позволяет компании обеспечивать стабильность всей инфраструктуры. Это абсолютно логично, поскольку “Транснефть” — инфраструктурная компания”. Как бы ни колебалась цена на нефть, ей необходимо поддерживать работы всех своих трубопроводов, длина которых около 68 тыс. км.

А что насчёт тарифов? Действительно ли они завышены? Сравнительный анализ показал, что они в 2,5 раза ниже среднемировых, так ещё и индексируются ниже уровня инфляции. При этом, значительная часть инфраструктуры требует модернизации и в совокупности с последними проектами, выполненными в условиях вечной мерзлоты, это, при рыночном способе формирования тарифов, привело бы к тому, что тариф оказался бы выше среднемирового значения.

С 2016 по 2019 год компания с рыночным условием формирования тарифа “Роснефть” увеличила свою прибыль на 307%. Прибыль “Транснефти” снизилась на 23%. При рыночномформировании тарифа —результат бы оказался другим.

В связи с этим предложение нефтедобытчиков по тарифам кажется очень странным, считает большинство экспертов. Когда у нефтяников высокие цены, они “на коне” и даже не задумываются компенсировать недополученную прибыль “Транснефти”, но стоит их прибыли опуститься — тут же возникает разговор о компенсациях за счёт убытков компании. Однако эти предложение не только неуместны, но и несут системные риски для всей индустрии. Недостаток финансирования “Транснефти” повысит вероятность чрезвычайных происшествий аналогичных Норильскому, а также может вызвать перебой в поставках.

С восстановлением рынка государству, наоборот, лучше бы повысить уровень тарифов “Транснефти” до справедливых уровней, применяемых на глобальном рынке. Это положительно скажется на рыночном балансе и увеличит поступления в бюджет, что крайне необходимо в нынешней ситуации.

Поделиться: