Уже достаточно давно в России существует проблема подготовки инженерных и ИТ-кадров для машиностроительных предприятий. Нехватка квалифицированных специалистов отмечается в крупных промышленных городах таких, как Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург и др. Потребность в специалистах, обладающих достаточными знаниями и опытом для разработки и внедрения цифровых решений, крайне высока.
Разрыв между компетенциями молодых специалистов и потребностями отрасли происходит по причине того, что крупные машиностроительные холдинги нацелены на непрерывное повышение уровня использования современных передовых технологий на производстве.
Александр Романов, директор департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ, подчеркивает, что способствовать решению данной проблемы могут крупные ИТ-компании, предлагая программы обучения студентов цифровым методикам проектирования и производства.
В ЛАНИТ существует несколько форм передачи знаний и опыта. Классическая форма — это набор академических программ для вузов, созданных специалистами компании в соответствии с запросами университетов и их отраслевой специфики. Примером может служить отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), который преподается в МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 и моделирует работу конструкторского бюро. Академическая программа основана на учебном модуле по методологии нисходящего контекстного проектирования, обучающем студентов технологии создания электронного макета изделия с использованием CAD, CAE и PLM-систем. “Мы подбираем реальные примеры для каждого вуза и каждой компании. У нас есть кейсы разработки изделий для авиационного двигателестроения, железнодорожной техники, автомобилестроения, есть курсы общего машиностроения на примере редуктора”, — поделился Александр Романов.
Процесс изготовления проходит в несколько этапов, и для сокращения цикла разработки методологией предусмотрено параллельное проектирование, которое заключается в совместной работе конструктора, технолога и остальных пользователей непосредственно внутри системы. “Единая и актуальная для всех участников процесса среда проектирования позволяет драматически снизить число ошибок как при самом проектировании, так и при производстве и эксплуатации изделий”, — заметил Александр Романов. Кроме того, методология раскрывает студентам назначение каждой операции и показывает путь ее реализации в системе.
Вторая форма обучения – проектная. Проектное обучение максимально приближено к реальному производственному процессу. Один из самых показательных примером — проект Formula SAE. Это международные инженерные соревнования студенческих команд по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”, в которых с 2012 года участвует команда МГТУ им. Н.Э. Баумана — Bauman Racing Team. Процесс проектирования и создания гоночного болида дал возможность участникам пройти все этапы изготовления изделия. Александр Романов подчеркнул важность подобных проектов для отработки методологии компании, в частности, для оценки эффективности применения методов, отлаженных для больших предприятий, в работе маленьких проектных бюро.
В итоге от использования разрозненных программных средств и систем хранения данных участники перешли на единую PLM- систему, а также внедрили подходы проектирования “сверху-вниз”, которые повысили достоверность информации об изделии. “Для нас сотрудничество с Bauman Racing Team очень интересно, потому что возникла демо- и исследовательская площадка для внедрения нашей методологии. Мы приглашаем своих партнеров в этот центр посмотреть, как работают ребята, и они могут оценить и наши технологии, и уровень подготовки студентов”, — рассказал Александр Романов.
Еще один яркий пример — проект по оцифровке нескольких ранее разработанных изделий, объединивший учащихся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалистов ЛАНИТ как носителей методологии и поставщиков решений, а также сотрудников предприятия, которые стали наставниками студентов.
Менее чем за два года студенты осуществили оцифровку двух сложных и крупных изделий, а также скорректировали ряд ошибок в документах. “Наша методология позволяет выявить все случаи расхождений чертежей и того, как реально изготавливается деталь, найти чертежи, давно уже не отражающие действительность”, — уточнил Александр Романов. Многие участники после окончания проекта остались работать на предприятии, некоторые уже выросли до начальников отделов.
В настоящий момент ЛАНИТ заинтересован в накоплении опыта в рамках поддержки инженерного образования и дальнейшем масштабировании обучения. Распространение подходов компании в различных вузах происходит благодаря плотному сотрудничеству с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ). “Здесь наши специалисты разрабатывают академические программы, которые с помощью преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана можно будет тиражировать в другие российские вузы”, — объяснил эксперт.
ЛАНИТ планирует сотрудничество с Сибирским государственным университетом путей сообщения в проекте, посвященном разработке специализированного устройства для нового поезда.
Кроме того, компания сотрудничает с Уральским федеральным университетом (Екатеринбург) с целью создания передовой инженерной школы. “Здесь тоже важна наша экспертиза в PLM и опыт отработки навыков на практике”, — уверен Александр Романов.
По словам эксперта, совместная деятельность с предприятиями очень важна. Государство содействует этому процессу, создавая необходимые инструменты. “Так, шагом вперед стало Постановление Правительства РФ № 619, принятое 8 апреля 2022 г., в рамках которого реализуется программа развития передовых инженерных школ, которая направлена на создание и развитие новых научных, инженерно-технологических направлений совместно с высокотехнологичными компаниями. Мы надеемся, что в дальнейшем это будет способствовать созданию новых образовательных площадок, где мы сможем передавать накопленные знания и экспертизу”, — подвел итог Александр Романов.
- 09:49 Jiushi Public Transportation Group совместно с China Telecom Shanghai создала видеосеть на основе камер RedCap
- 09:25 Huawei приняла участие в первом очном Совещании рабочей группы по архитектуре Интернета вещей (IoT)
- 09:15 China Telecom Jiangxi и Huawei совместно строят высокоскоростную железнодорожную сеть 5G
- 09:02 Частная сеть 5G обеспечила цифровую трансформацию АЭС Янцзян