Анти-маркетинг: как мы строим образовательный бизнес, не впаривая «что-нибудь».
В буддизме считается, что жизнь человека – это страдание. Мне недавно на эту тему встретилась такая мысль: только от самого человека зависит, принесет ли его страдание смысл. Хороший же ключевой ориентир для жизненных выборов: понимать смысл того, что ты делаешь, и чувствовать, какой в этом заряд.

Если посмотреть на причины создания и концепцию моих бизнес-проектов, станет очевидно, что я всегда решаю свою «боль».
Первый проект: закрывая «гештальты».
Предпосылки для создания моей школы по подготовке в архитектурные и творческие вузы начались с личного опыта. Когда я сама готовилась к поступлению, то столкнулась с рядом проблем, которые решались методом «тыка»: что было сложно, долго и дорого. Уже во время учёбы я консультировала поступающих ребят в сети, а потом, понимая их потребности, сама стала репетиторствовать: буквально создала предложение под неудовлетворенный спрос. Так мои незакрытые травмы и искренний интерес со временем превратились в школу подготовки и дело жизни.
Второй проект: уберечь от своих «граблей».
Когда-то мне было тесно в общеобразовательной школе: система не справлялась с моими особенностями, не могла дать индивидуального трека для раскрытия потенциала. Когда у меня появились дети, как родитель я захотела уберечь их от тех граблей, по которым болезненно прошлась в своё время сама. Чтобы вместо преодоления сопротивления системы мои дети могли тратить силы уже на созидание. Так это превратилось во вторую школу, на этот раз частную семейную общеобразовательную, – и ещё один смысл жизни.
Что объединяет эти проекты? Социальная миссия.
По сути это всё про одно: образование, цель которого не просто передача информации, а работа вдолгую: посев семян позитивных изменений в обществе. Обязательные условия при этом: любовь к детям и внимание к их проблемам, к людям и их потенциалу, вера в то, что мы сами своими руками можем создавать лучшие условия и жить в них.
И это не совсем про самый широкий охват аудитории, потому что такой подход подразумевает личную ответственность за свои обстоятельства. И не про огромные деньги: их проще зарабатывать в других, менее сложных, многосоставных и ответственных областях. Ведь работа с людьми требует огромного желания, устойчивости и внутренних ресурсов.
Почему я не «впариваю» свои продукты?
Секрет в том, что мы сами хотели бы быть в своё время своим клиентом. Всей командой мы делаем как для себя, а это лучшая гарантия качества.
Три принципа нашего «анти-маркетинга» и продаж:
- Помогать, а не продавать.
Я не «впариваю» услугу, потому что моя цель, – помочь. Мое предложение это идея, призванная решить конкретные проблемы и объединить единомышленников. Например, обучение рисунку это не столько про сам навык, а масштабно, – про прокачку мышления. А цель общеобразовательной школы, – не вбить материал в голову ученика, а научить его учиться, помочь преодолеть страхи, развить интерес к познанию и уверенность в себе.
Мне ценно создать сообщество «по интересам», в котором людям важнее вдолгую вкладываться в свои мозги, а не в цацки. Из этого логично вытекает, что нам и не надо продать услугу каждому, а только тем, в чей запрос мы попадаем. - Честность как фильтр.
Я просто рассказываю, что мы делаем и зачем. Те, кому откликается, – присоединяются. Так происходит естественный отбор «свой / чужой». Это снижает количество недовольных, ведь мы не смогли бы угодить каждому. Мы ищем тех, кто готов быть не только потребителем, а также и сотворцом. - Рекламу себе делает продукт.
Я искренне верю, что продает содержание. Мы постоянно улучшаем программы, собираем обратную связь и думаем о долгосрочных последствиях для клиента. Поэтому хорошо работает и сарафанное радио, – нас рекомендуют знакомым спустя годы. - Внутренняя этика и право на отказ.
Продавать ради денег, – прямой путь к выгоранию. У меня есть четкие принципы: с кем я не буду работать. Мы редко, но отказываем в обучении, если понимаем, что не сможем помочь или запрос человека противоречит нашим принципам.
Это позволяет сконцентрироваться на «настоящем» потребителе и делать для него гораздо больше.
Почему это работает? Обратная связь от мира:
На примере ситуации, близкой к теме статьи: долгое время я искала СММ-специалиста в проект, мои попытки снова и снова проваливались. Мне только предлагали по шаблону давить на «больные боли» и использовать манипуляции, от которых все устали. Эта ситуация лишь подтвердила потребность мира в таких образовательных продуктах, как наши, – тех, где учат мыслить шире, адаптироваться и создавать новое.
В основе успеха не “мощный пиар”. А искренность, прозрачность и желание делиться. А стабильность бизнеса, несмотря на кризисы, — это обратная связь от мира: знак, что мы все делаем правильно. Один из маркеров пользы и доверия нашего пользователя.
Руководитель и преподаватель проектов дополнительного образования “Школа творческих профессий” и частной семейной школы “Аргумент”
- 20:11 От идеи до публикации: эксперт назвала главные ошибки при работе со СМИ
- 15:13 Эксперт указал на противоречие между лицензированием и поправкой о региональных запретах
- 12:08 «Лента» выпустила чат-бот с советами от мамы авторства Розы Сябитовой
- 08:31 СУЭК-Красноярск вкладывает средства в формирование комфортной городской среды


